Поиск
Close this search box.

Учеба на артистку

Как уже было сказано, по семейной актерской традиции, я поступила в Саратовское театральное училище в 14 лет, совсем еще ребенком. А куда мне было деваться? С самого рождения кругом одно искусство, дома книги, картины, мамины сценические платья в блестках, бисере и парче, родительские бесконечные гастроли, чемоданы, кулисы, сцены, площадки, репетиции. Все вокруг острят, поют и пляшут. Впиталось так, что не отдерешь.В общем, другого пути я и не представляла. 

фотопортрет В училище
В училище

За год до поступления была с родителями на гастролях в Сочи, мы гостили в санатории «Актер», там же отдыхала Народная артистка СССР Валентина Александровна Ермакова – мой будущий мастер. Мы встретились на пляже, я ее тогда, конечно, еще не знала, а мама с нею разговаривала, рассказала, что я хочу поступать на актерское, а Ермакова ответила: «Да куда же ей поступать? Она же еще Бемби». Как меня назвала – Бемби, так долго и считала совсем юной, говорила, что мне еще рано, держала за маленькую. Оглядываясь назад, скажу, что этот недостаток исправим легче легкого: маленькие – вырастают, взрослеют и стареют.  Но действительно, в то время я была еще не готова к поступлению. Робкая, всех и всего стесняющаяся, закомплексованная, несущая на себе груз имени известных родителей, та еще артистка.

Училась я очень тяжело, мне все давалось трудно, потому что я всего боялась, чувствовала себя не у дел. Учеба наша была очень интенсивной, с раннего утра до позднего вечера. Уроки танца, сцендвижения, сценречи, фехтования, грима, вокала, истории живописи, истории театра, литературы и главное – мастерства актера. Ермакова сразу выделила для себя своих любимчиков, и это было, наверное, справедливо. Свою команду она вела постоянно, а других оставила на попечение второго педагога. Но муштра первого года была общей. Боялась я Ермакову безумно. Момент, когда она идет по коридору, подходит к тринадцатой аудитории здания театрального училища на Радищева, где мы занимались мастерством, я запомнила на всю жизнь: вытянувшись в струнку мы стояли полукругом, слушая стук ее приближающихся по коридору каблуков. До сих пор мороз по коже от этого воспоминания. 

На втором курсе она взяла меня в свою компанию – это была большая честь. Она делала со мной «Перепелку в горящей соломе» Георгия Полонского – я играла Принцессу, отрывок из пьесы делался «на меня». Этот единственный раз мы работали с нею очень серьезно, она вытаскивала из меня сильные эмоциональные «недетские» проявления. Помню, когда в «Перепелке» нужна была истерика, она повторяла: «Из живота, из живота доставай!» И я достала – она была довольна результатом. 

фото С Женей Мироновым
С Женей Мироновым

Самые яркие моменты тех четырех учебных лет. Миша Байтман – тогда, моя первая сильнейшая любовь и будущий, а теперь уже бывший муж, написал нам с Женей Мироновым ( теперь народный артист РФ, худрук Театра Наций) замечательный номер на экзамен по сценической речи – два монолога, состоящих из зарифмованных трудноговорок. Всё училище сбежалось посмотреть – талантливый был текст, смешной, да еще в стихах. Начинался у меня как-то так: «Под Костромой, под Костромщиной варила щи я своему мужчине, варила щи, хоть вожжи полощи, под Костромой прекрасные борщи». А Женя выходил с маленьким кожаным портфельчиком и обличительной речью в адрес женской половины человечества. Всех мы потрясли тогда. 

фото В дипломном спектакле
В дипломном спектакле «Над гнездом кукушки»

Потом была работа над дипломным спектаклем «Полет над гнездом кукушки», который в течение целого года мы играли на большой сцене театра драмы при полных аншлагах. На нас ходили, нас любили.  В «Кукушке» я играла вторую медсестру, сексуально озабоченную девицу, все время постанывающую при виде Макмерфи (главного героя). 

фото На сцене с папой
На сцене с папой

И последняя искорка – это дипломная работа по сценречи, для меня она была главной, и не зря, так как потом сопровождала по жизни и выручала долгие годы — это рассказ Аркадия Аверченко «Преступление актрисы Марыськиной». Без моей Марыськиной не обходился ни один концерт, ни один капустник уже здесь в Израиле в нашем театре Микро. Да и в Саратове на папином 80-нем юбилее имел успех. 

После учебы и коротенького актерского опыта в саратовском театре «Микро», моя актерская жизнь, не успев толком начаться, прервалась на долгие 13 лет.